1. Главная
  2. Статьи
  3. ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ | уральский деловой журнал | директор-урал | № [108] 2018 г.

ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ | уральский деловой журнал | директор-урал | № [108] 2018 г.

17 января 2019
1037

Прочитать публикацию в журнале:

Текст статьи:

(на самом деле нет) - знакомимся с тематическими проверками

В нашей предыдущей статье мы затронули тему работы ФНС с «Big Data», а также рассмотрели один из основных инструментов оперативного выявления нарушений налогового законодательства в рамках проводимого камерального контроля-ПК АСК НДС-2. Но, что если в ходе камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость инспектор выявил нарушение, но не успел собрать достаточную доказательственную базу и предъявить претензии налогоплательщику?

В таких случаях в дело включаются старые добрые комиссии по легализации налогооблагаемой базы, в ходе которых руководителям «провинившихся» организаций настоятельно рекомендуется осознать меру ответственности и добровольно уточниться с доплатой соответствующих налогов в бюджет. В случае несогласия налоговики предупреждают о возможной выездной проверке, как правило ранее эти слова не подкреплялись какими-то конкретными действиями и можно было выдохнуть.

С середины 2017 года в структуре ФНС России появилась контрольно-аналитическая служба основной целью которой является выявление с использованием ПК АСК НДС-2 схем незаконной минимизации налогооблагаемой базы, поиск налоговых разрывов и их устранение. В том числе одна из основных и важнейших функций - проведение тематических выездных налоговых проверок по НДС, т. е. проверка деятельности налогоплательщиков только по одному конкретному налогу. Пословица «Долго запрягает, да быстро едет» очень точно характеризует деятельность ФНС, и в случае с контрольно-аналитической службой это правило не стало исключением. Спустя более чем год после ее создания, в ноябре 2018 года по всей России начали открываться первые тематические выездные проверки по НДС. Пока что это не носит массовый характер, налоговая еще отрабатывает регламенты, процедуры и стандартизирует действия инспекторов в ходе проверки, но лиха беда начало. 

Такие тематические проверки имеют ряд особенностей:
  • Проверяемый период от одного квартала до трех лет;
  • Проверку проводит тот же отдел, что проводил и камеральную проверку декларации по НДС;
  • Как минимум на 50-70% доказательственная база уже сформирована на документарном уровне до вынесения решения на проведение проверки;
  • Сроки, отведенные на проведение проверки, включая периоды "приостановки" более сжаты, примерно до двух-трех календарных месяцев;
  • Суть претензий налоговиков с первого дня проверки уже предельно ясна, в целях минимизации противодействия высока вероятность включения в состав проверяющей группы сотрудников МВД.
Кроме того, система внутреннего KPI территориальных налоговых органов настроена Москвой с наибольшим удельным весом на результаты деятельности контрольно-аналитических отделов территориальных налоговых органов. Бюджеты выделены, сотрудники замотивированы, обкатываются регламенты и процедуры, «маховик раскручивается»...

По нашему мнению, если сопоставить количество сократившихся выездных налоговых проверок и количество вынесенных Актов по результатам КНП с использованием АСК НДС- 2 и предстоящей волной тематических проверок, то, скорее всего, придем к неутешительному выводу - количество проверок бизнеса будет только нарастать. При этом не стоит забывать, что «средний чек» выездной проверки также растет, т. е. эффективность планирования комплексных выездных налоговых проверок находится на весьма высоком уровне, за 9 месяцев в 2018 года средняя сумма доначислений по результатам одной проверки составила уже более 20 млн. руб.

Изменяются формы взаимодействия и контроля, ФНС пытается запустить конвейер «быстрых» проверок и обкатывает методики на НДС, в новом году ждем соответствующие поправки в Налоговом кодексе и подготовку к введению аналогичных инструментов по прочим налогам.

В свете повышения ставки НДС до 20% следует более тщательно задуматься о том, насколько корректно, с точки зрения налоговой службы, ваша компания ведет деятельность, и не высветилось ли ИНН вашей компании в каком-нибудь контрольном списке. Зачастую руководитель может и не подозревать, что инспектор свяжет его компанию с «фирмой-однодневкой», ведь первый круг поставщиков вполне приемлем и не похож на сомнительные компании - следует помнить, что АСК НДС-2 на текущий момент способен проводить анализ на уровне до десяти звеньев и кого идентифицируют как бенефициара схемы - зависит от результата работы инспектора.

Предвосхищая вышеуказанные проблемы разумнее всего прибегнуть к внешнему налоговому аудиту, по сути это выездная налоговая проверка, проводимая консалтинговой компанией с целью выявления каких-либо неоднозначных моментов в деятельности организации, которые могут быть квалифицированы сотрудниками налоговых органов как нарушение налогового законодательства. Результаты аудита позволят выработать стратегию по исправлению выявленных недочетов и обезопасить компанию от возможных претензий налоговиков в будущем, в конечном счете это обходится куда меньшими затратами человеческих и финансовых ресурсов.

Консалтинговое агентство «Центр Содействия Бизнесу» поздравляет читателей журнала с наступающим новым 2019 годом. В предстоящему году желаем вам успехов на профессиональном поприще, активного развития бизнеса, несмотря на «НДС по 20», комиссии по легализации, бумажную волокиту и всевозможные административные барьеры. Предпринимайте, рискуйте открывая новые горизонты и рынки, но не забывайте, поставив ногу на очередную бизнес-вершину, о надежном правовом парашюте за спиной.

Данная статья была опубликована в  уральский деловой журнал | директор-урал | № [108] 2018 г.

Нажмите для звонка
+7 (3452) 515-422
Консультации специалиста
+7 (3452) 515-355
Консультации специалиста