1. Главная
  2. Статьи
  3. Впервые сформированы стандарты для оценки должной осмотрительности налогоплательщика

Впервые сформированы стандарты для оценки должной осмотрительности налогоплательщика

17 ноября 2020
102

Понятие должной степени осмотрительности при выборе контрагента знакомо субъектам предпринимательства уже достаточно давно. Данное понятие сформировалось в деловой среде предпринимателей посте того, как в 2006 году Пленум ВАС РФ постановлением от 12.10.2006 года №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» ввел критерии отнесения налоговой выгоды к необоснованной, а ФНС России приказом от 30.05.2007 года №ММ-3-06/333@ разъяснило налогоплательщикам, как самостоятельно определить наличие налоговых рисков, то есть тех критериев, которые могут послужить основанием для начала проведения в отношении них мероприятий налогового контроля.

С тех пор документирование проявления должной степени осмотрительности и осторожности при вступлении в финансово-хозяйственные правоотношения с партнером, в деятельности которого налоговый орган усмотрел признаки «формальности» стало для налогоплательщиков такой же обязанностью, как и документирование самих фактов хозяйственной деятельности. Указание на необходимость представления документов, подтверждающих проявление осмотрительности, стало неотъемлемой частью мероприятий налогового контроля. Данные документы, как конкретно поименованные, так и поименованные «формализовано» налоговики стали включать в требования, запрашивать при проведении комиссий и рабочих встреч.

Однако, единого подхода к определению понятия достаточности степени проявления должной степени осмотрительности и осторожности у контролирующих органов долгое время не было. Именно это приводило к существенным проблемам в работе отделов налогоплательщика, ответственных за выбор контрагентов и их представителей (налоговых консультантов).

Так, в практике доказывания, что налогоплательщиком проявлена должная осмотрительность, налоговые консультанты Центра содействия бизнесу регулярно сталкивались с тем, что независимо от мер, принятых к проявлению осмотрительности, налоговым органом комплекс мер всегда признавался не достаточным, всегда «находился» ещё какой-нибудь важный аспект в деятельности контрагента, который налогоплательщиком не был проверен. Порой такие заявления налоговых органов доходили до абсурда и вступали в противоречие с законодательством РФ. К примеру, одним из территориальных подразделений ФНС России по Тюменской области, в числе документов, необходимых для признания комплекса мер по проявлению должной степени осмотрительности достаточным, были указаны документы, содержание коммерческую тайну контрагента.

В результате такого отсутствия единства подхода налогоплательщики зачастую оказывались «между двух огней». С одной стороны, риск потерять контрагента, условия сотрудничества с которым привлекательны, но который не готов в подтверждение осмотрительности представлять заверенные копии документов, содержащих налоговую тайну, с другой – налоговый орган, готовый взыскать налог за то, что налогоплательщик не располагает информацией о том, где взял товар «поставщик поставщика».

Настоящим праздником для предпринимателей стало вынесение Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ Определения, которое, конечно, не поставит точку в нескончаемом споре между налогоплательщиками и налоговыми органами о достаточности комплекса мер по проверке благонадежности потенциальных партнеров, однако, поумерит пыл налоговых органов в стремлении переложить на налогоплательщиков бремя уплаты налогов за контрагентов.

Определением № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ сформулировала стандарты оценки достаточности мер по должной осмотрительности налогоплательщика, напомнив налоговому органу, что такая оценка не может сводиться к поиску изъянов в эффективности и рациональности хозяйственных решений стороны сделки и что нельзя возлагать на налогоплательщиков ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе перечисления налога в бюджет, так как право на вычет не обусловлено исполнением контрагентами обязанности по уплате в бюджет НДС.

Многолетний опыт налоговых консультантов позволяет обеспечить недопущение возникновения налоговых рисков, связанных с неосмотрительностью при выборе контрагентов, у клиентов Центра содействия бизнесу. В налоговых органах Тюменской, Курганской, Омской и Свердловской областей, ХМАО-Югры и ЯНАО нам уже на протяжении более пяти лет удается убедить контролеров, что о вероятной неблагонадежности контрагента налогоплательщик не знал и не мог знать, что на момент заключения сделки признаки неблагонадежности у контрагента отсутствовали, контрагент обладал достаточными ресурсами, а сделка с ним реальна и экономически оправдана.

Нажмите для звонка
+7 (3452) 515-422
Консультации специалиста
+7 (3452) 515-355
Консультации специалиста