Понятие должной степени осмотрительности при выборе контрагента знакомо субъектам предпринимательства уже достаточно давно. Данное понятие сформировалось в деловой среде предпринимателей посте того, как в 2006 году Пленум ВАС РФ постановлением от 12.10.2006 года №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» ввел критерии отнесения налоговой выгоды к необоснованной, а ФНС России приказом от 30.05.2007 года №ММ-3-06/333@ разъяснило налогоплательщикам, как самостоятельно определить наличие налоговых рисков, то есть тех критериев, которые могут послужить основанием для начала проведения в отношении них мероприятий налогового контроля.
С тех пор документирование проявления должной степени осмотрительности и осторожности при вступлении в финансово-хозяйственные правоотношения с партнером, в деятельности которого налоговый орган усмотрел признаки «формальности» стало для налогоплательщиков такой же обязанностью, как и документирование самих фактов хозяйственной деятельности. Указание на необходимость представления документов, подтверждающих проявление осмотрительности, стало неотъемлемой частью мероприятий налогового контроля. Данные документы, как конкретно поименованные, так и поименованные «формализовано» налоговики стали включать в требования, запрашивать при проведении комиссий и рабочих встреч.
Однако, единого подхода к определению понятия достаточности степени проявления должной степени осмотрительности и осторожности у контролирующих органов долгое время не было. Именно это приводило к существенным проблемам в работе отделов налогоплательщика, ответственных за выбор контрагентов и их представителей (налоговых консультантов).
Так, в практике доказывания, что налогоплательщиком проявлена должная осмотрительность, налоговые консультанты Центра содействия бизнесу регулярно сталкивались с тем, что независимо от мер, принятых к проявлению осмотрительности, налоговым органом комплекс мер всегда признавался не достаточным, всегда «находился» ещё какой-нибудь важный аспект в деятельности контрагента, который налогоплательщиком не был проверен. Порой такие заявления налоговых органов доходили до абсурда и вступали в противоречие с законодательством РФ. К примеру, одним из территориальных подразделений ФНС России по Тюменской области, в числе документов, необходимых для признания комплекса мер по проявлению должной степени осмотрительности достаточным, были указаны документы, содержание коммерческую тайну контрагента.
В результате такого отсутствия единства подхода налогоплательщики зачастую оказывались «между двух огней». С одной стороны, риск потерять контрагента, условия сотрудничества с которым привлекательны, но который не готов в подтверждение осмотрительности представлять заверенные копии документов, содержащих налоговую тайну, с другой – налоговый орган, готовый взыскать налог за то, что налогоплательщик не располагает информацией о том, где взял товар «поставщик поставщика».
Настоящим праздником для предпринимателей стало вынесение Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ Определения, которое, конечно, не поставит точку в нескончаемом споре между налогоплательщиками и налоговыми органами о достаточности комплекса мер по проверке благонадежности потенциальных партнеров, однако, поумерит пыл налоговых органов в стремлении переложить на налогоплательщиков бремя уплаты налогов за контрагентов.
Определением № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ сформулировала стандарты оценки достаточности мер по должной осмотрительности налогоплательщика, напомнив налоговому органу, что такая оценка не может сводиться к поиску изъянов в эффективности и рациональности хозяйственных решений стороны сделки и что нельзя возлагать на налогоплательщиков ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе перечисления налога в бюджет, так как право на вычет не обусловлено исполнением контрагентами обязанности по уплате в бюджет НДС.
Многолетний опыт налоговых консультантов позволяет обеспечить недопущение возникновения налоговых рисков, связанных с неосмотрительностью при выборе контрагентов, у клиентов Центра содействия бизнесу. В налоговых органах Тюменской, Курганской, Омской и Свердловской областей, ХМАО-Югры и ЯНАО нам уже на протяжении более пяти лет удается убедить контролеров, что о вероятной неблагонадежности контрагента налогоплательщик не знал и не мог знать, что на момент заключения сделки признаки неблагонадежности у контрагента отсутствовали, контрагент обладал достаточными ресурсами, а сделка с ним реальна и экономически оправдана.