Лето 2018 года для многих из нас станет незабываемым и речь вовсе не о выходе сборной России впервые за последние 32 года из группы чемпионата мира по футболу и пламенной речи Артема Дзюбы перед серией пенальти в игре с Хорватией. Для бизнес - сообщества в первую очередь июль 2018 года запомнится принятием законопроекта № 489169-7 о повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20% с 01 января 2019 года. По мнению правительства, повышение налога позволит привлечь в бюджет 620 млрд. руб. в год дополнительно. Кроме того, этим же летом вступили в силу законы из «пакета Яровой», принят закон о завершении налогового маневра в нефтяном секторе, продолжается чистка в банковском секторе и начинается среди страховщиков.
Увеличение ставки НДС на 2 % благодаря мультипликативному эффекту повлечет рост стоимости товаров и услуг для конечных потребителей на 6-10 % и чем ближе в цепочке НДС ваш бизнес находится к конечному потребителю продукта, тем сильнее будет оказано ценовое давление на него. Подобные резкие изменения имеют далеко идущие последствия как для собственников бизнеса, так и для обывателей. Для успешного развития бизнеса необходимо приспособиться к изменившимся условиям и соответствующим образом перестроить схему ведения деятельности компании, построить грамотную и безопасную систему налогового планирования.
Возникает искушение все «упростить» и прибегнуть к услугам так называемых «торговцев бумажным НДС», которые за определенный процент от суммы сделки выстраивают цепочки из «фирм - транзитеров» НДС для уменьшения налоговой базы заказчика путем наращивания доли вычетов. Но не стоит забывать, что подобные манипуляции могут привести к весьма печальным последствиям.
II. Большой брат наблюдает за тобой
Организациям и ИП, применяющим общую систему налогообложения, хорошо знаком АСК НДС-2 и массовые запросы налоговых органов «по поводу и без» в рамках его работы.
Данный программный комплекс является основным инструментом инспектора при проведении камеральных проверок отчетности по налогу на добавленную стоимость. Суть его работы заключается в сверке книги покупок и книги продаж с аналогичными документами представленными контрагентами проверяемого лица, причем анализ может осуществляться по цепочке контрагентов с выявлением «разрывов» - лиц не исполнивших корреспондирующую обязанность. При выявлении расхождений формируется и направляются автотребования всей цепочке и в работу включаются инспекторы из контрольно-аналитической службы территориальных налоговых органов. Таким образом налоговые органы осуществляют выявление «фирм-однодневок» и борются с «бумажным НДС».
В развитие используемого программного комплекса ФНС планирует переход на АСК НДС-3, который получит расширенный аналитический инструментарий, т.е. какие-то выводы по деятельности проверяемого лица будут делаться на машинном уровне без участия человека и это будет уже не просто сопоставление счет-фактур. Будет осуществляться сверка «потока вычетов НДС» с денежным потоком, данными онлайн касс и в случае их расхождения инспекторы вызовут руководителя организации на «профилактическую» беседу. Возникает риск причисления вашей организации к какой-либо цепочке по транзиту НДС и как результат получения отказа в получении вычета по взаимоотношениям с нерадивым контрагентом, свои права на вычет в таком случае вероятнее всего придется доказывать уже в суде.
III. Осторожно! – ведутся «археологические раскопки»
Помимо выше озвученного в рамках борьбы с незаконными вычетами налоговые органы развернули кампанию по ретроспективному анализу деклараций по НДС за период начиная с 2015 по 2017 год. Несмотря на уже давно истекшие сроки камеральных налоговых проверок, активно направляются требования о представлении первичных документов и информации, вызываются руководители на комиссии, в ходе которых настоятельно рекомендуется уточнить свои налоговые обязательства.
Данные мероприятия следует связывать с планами налоговых органов по проведению «коротких» тематических выездных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость. В рамках указанных мероприятий осуществляется первичное накопление информации в отношении анализируемых налогоплательщиков. В случае если к вам начали поступать требования по давно истекшим камеральным налоговым проверкам не стоит оставлять ситуацию на самотек, необходимо тщательно оценить свои налоговые риски, провести внутренний налоговый аудит с привлечением соответствующих специалистов.
IV. А что если разукрупниться?
Что если вместо уплаты налога на прибыль по ставке 20% и НДС по ставке 18% (а с 01 января 2019 года - 20%) раздробить бизнес, перейдя на специальные налоговые режимы, и таким образом минимизировать налоговое бремя всего бизнеса?
Право на применение спецрежимов ограничено конкретными показателями, например, годовым объемом выручки, численностью персонала и т.д. Зачастую при разделении бизнеса допускается ряд ошибок, позволяющих налоговым органам идентифицировать подобные действия налогоплательщика как искусственное дробление бизнеса с целью манипулирования специальными налоговыми режимами. После чего производится доначисление налоговых обязательств путем перевода на общую систему налогообложения и вменение соответствующих пени и штрафов.
ФНС России в письме от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ выделило ряд характерных признаков «дробления бизнеса»:
- Основная (первая по дате регистрации) компания находится на общей системе налогообложения, в то время как новые юридические лица применяют упрощенный налоговый режим;
- Отсутствует эффект масштаба - при увеличении выручки объем налоговых платежей не изменяется или уменьшается;
- Выгодоприобретателями являются или основная компания, или ее участники / должностные лица;
- Новые юридические лица осуществляют тот же вид деятельности, что и основная компания;
- При приближении компании к предельным показателям дающим право применять специальный налоговый режим создается новая компания-клон;
- Компании входящие в одну группу оплачивают расходы друг друга и активно осуществляют взаимозачеты;
- Основную и новые компании контролируют одни и те же бенефициары или имеются родственные связи;
- Сотрудников основной компании перевели в новые юридические лица, при этом их должностные обязанности не изменились. Более того, зачастую в ходе допросов сотрудники новых юридических лиц как место своей работы указывают основную компанию;
- У новых компаний отсутствует техническая база и инфраструктура, т.к. фактически деятельность ведется на территории и ресурсами основной компании;
- Участники схемы «дробления» используют один и тот же банк в котором правом подписи обладает одни и те же лица, единый сайт, логотип, складские помещения и т.д.;
- Поставщики и покупатели работающие с новыми юридическими лицами совпадают или в значительной степени пересекаются с поставщиками и покупателями основной компании (совпадение и пересечение по номенклатурным позициям);
- Центр распределения финансовых потоков, кадровая служба и обслуживающий персонал сосредоточены в основной компании, но обслуживают всю группу в целом;
- Интересы новых юридических лиц в органах госрегистрации представляют одни и те же лица, что и у основной компании;
- В группе однотипных компаний, находящихся на спецрежимах, есть ряд компаний с предельными показателями по выручке, численности и т.д.;
- Покупатели и поставщики распределены между юридическими лицами с учетом применяемой системы налогообложения.
V. Следи за собой, будь осторожен
Что же делать если «куда не кинь всюду клин»?
В первую очередь провести ретроспективный налоговый аудит с горизонтом в три года - внутренняя выездная налоговая проверка (только без налоговых инспекторов и сопутствующей нервотрепки). По результатам «проверки» выстроить стратегию по устранению выявленных недостатков в налоговом и бухгалтерском учете.
Во-вторых, проанализировать структуру бизнеса в части движения материалов, товаров и финансовых ресурсов, выявить «слабые» места и устранить их, таким образом минимизировав вопросы со стороны налоговиков в настоящем.
В-третьих, заглянуть в будущее и построить систему налогового планирования и перераспределения денежных потоков. Под налоговым планированием следует понимать не сокрытие выручки или занижение налогооблагаемой базы, а построение механизма планирования и оптимизации налогового бремени с учетом норм налогового законодательства и сложившейся арбитражной практики.
Указанные рекомендации носят весьма общий характер, т.к. каждый случай индивидуален, соответственно все указанные этапы могут вбирать в себя самые разнообразные мероприятия и отличаться по затратам человеческих и временных ресурсов. Консалтинговое агентство «Центр Содействия Бизнесу» город Тюмень обладает всеми необходимыми компетенциями для претворения в жизнь указанных мероприятий и оказания соответствующей налоговой помощи нашим деловым партнерам.