1. Главная
  2. Статьи
  3. Понятие умысла в налоговом законодательстве

Понятие умысла в налоговом законодательстве

3 ноября 2017
25
Для всех налогоплательщиков в последнее время стало не только нормой, но и неукоснительным правилом, подтверждать факт проявления так называемой "должной осмотрительности и осторожности" при выборе контрагента. Это делается с целью подтверждения налогоплательщиком своего права на включение предъявленных сумм НДС в вычеты, уменьшающие размер налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость и принятия стоимости работ (услуг) оказанных контрагентами, в расходы, уменьшающие размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации.

Указанная обязанность фактически закреплена в п.5 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 года № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", а также в общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утверждено приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ с учетом изменений и дополнений).

Однако, ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрен исчерпывающий перечень мер и мероприятий, позволяющих налогоплательщику уверенно заявлять, что он в достаточной степени проявил должную осмотрительность при выборе контрагента для заключения договора. Отсутствие закрытого перечня мер влечет за собой риск того, что налоговые органы "найдут" очередной аргумент в пользу недостаточности проведенных налогоплательщиком мероприятий.

В шутку многие налогоплательщики стали поговаривать о том, что скоро, чтобы подтвердить факт проявления осмотрительности при выборе контрагентов, станут фотографироваться с руководителями фирм-партнеров на фоне проекта заключаемого договора. Шутки – шутками, но обезопасит ли налогоплательщика ли подобная мера, или наоборот, лишь усугубит ситуацию…

Российское законодательство всегда отличалось некоторой "неоднозначностью", и вот, с июля 2017 года, руководители организаций, стремясь доказать в качестве одной из мер проявления должной осмотрительности личное знакомство (особенно давнее знакомство) с руководителем фирмы – партнера, рискуют быть заподозрены и уличены в умысле, направленном на неуплату налогов (сборов).

Именно умысел, а не непроявление осмотрительности, теперь будут стараться всеми силами доказывать специалисты налоговых органов при проведении выездных налоговых проверок. То, как им надлежит это делать, пошагово закреплено в методических рекомендациях по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов), доведенных до налоговых органов письмом от 13 июля 2017 года №ЕД-4-2/13650@.

Кроме того, федеральным законом от 18 июля 2017 года №163-ФЗ в Налоговый Кодекс добавлена статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов". По сути, в статье отражена прямая норма о недопущении уменьшения налоговой базы и/или суммы налога к уплате по причине искажения данных налогового и/или бухгалтерского учета либо налоговой отчетности. Указанная статья обязывает налоговиков при доказывании неисполнения/неполного исполнения обязанности по перечислению налогов или необоснованного получения права на их возмещение (возврат, зачет) делать это не просто на словах, а обеспечить получение соответствующих доказательств, которые говорят об умысле плательщика на участие в создании условий, которые нацелены только на получение налоговой выгоды.

По мнению ФНС России (письмо от 16 августа 2017 года №СА-4-7/16152@), о таком умысле могут свидетельствовать:
  • установленные факты правовой, экономической и иной подконтрольности (в т. ч. взаимозависимость контрагентов по отношению к плательщику);
  • установленные факты транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными фигурантами взаимосвязанных сделок (в т.ч. с помощью посредников, особых форм расчетов и сроков платежей);
  • признаки согласованности действий фигурантов хозяйственной деятельности и др.
Теперь, для выявления полной "картины" совершенного налогового правонарушения, специалисты налогового органа должны будут не только установить сам факт правонарушения, но и выявить обстоятельства его совершения, а также установить лиц, силами и в интересах которых было совершено налоговое правонарушение (получена необоснованная налоговая выгода).

Для этого, учитывая норму пункта 4 статьи 110 Кодекса, в первую очередь в рамках проводимых мероприятий налогового контроля специалистами налоговых органов будет исследоваться вопрос о конкретных должностных лицах организации, в результате действий которых совершено налоговое правонарушение.

С этой целью, в ходе налоговой проверки специалистами налоговых органов будут исследоваться документы, на первый взгляд не имеющие значения с точки зрения полноты исчисления и своевременности уплаты налогов. Это такие документы как штатное расписание; приказы о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде; доверенности на совершение отдельных действий, которые повлияли на совершение налогового правонарушения; должностные инструкции лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде.

Значительные усилия налоговых инспекторов будут направлены на получение пояснений должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки.

Вышеуказанные материалы в совокупности с первичными документами, необходимы налоговому органу в том числе для выявления фактов "нетипичности" документооборота, отдельных договоров, проведение отдельных операций не в соответствии с внутренними правилами компании, оформление отдельных операций "доверенными" лицами руководства, отсутствие информации об отдельных операциях у лиц, обычно ответственных за их оформление.

При этом, необоснованную налоговую выгоду, полученную путем умышленного совершения противоправных действий, налоговый орган готов усматривать не только в классической схеме завышения расходов и вычетов путем осуществления фиктивных операций с "подконтрольными фирмами однодневками", либо "аффилированными" фирмами.

Новым направлением в изучаемых налоговыми органами материалах теперь является установление фактов занижения объемов реализации путем проведения реализации по заниженным ценам всё тем же "подконтрольным" и "аффилированным" фирмам, а также в применении схем дробления бизнеса, подмены гражданско-правовых отношений. Данное направление внедряется в практику налоговыми органами по всей территории России, исключением не стала и Тюмень.

Примером подмены гражданско-правовых отношений может служить заключение договора займа до момента отгрузки чтобы избежать уплаты НДС с аванса, а после отгрузки товара засчитывают заемные средства в счет его оплаты, или заключение договора комиссии, при реальном осуществлении сделки по купле-продаже товаров.

Одним из основных способов доказывания вины и умысла налогоплательщика при проведении налоговых проверок специалистам налоговых органов предлагается такое мероприятие налогового контроля, как проведение допросов свидетелей и получение пояснений лиц, располагающих информацией о конкретной сделке (факте, обстоятельстве, свидетельствующем о совершении умышленного противоправного деяния, направленного на получение необоснованной налоговой выгоды), в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ.

Однако, стоит отметить, что в числе прямых доказательств умысла налогоплательщика, в рассматриваемом письме ФНС России указано такое доказательство, как видео / аудиозаписи переговоров, свидетельствующие о наличии сговора либо иного противоправного умысла, при совершении налогоплательщиком сделок, рассматриваемых специалистами налоговых органов, как фиктивные.

Учитывая вышеперечисленные изменения методики работы специалистов налоговых органов при проведении налоговых проверок, сотрудники ООО "Центр содействия бизнесу"  рекомендуют своим клиентам быть более внимательными не только при выборе контрагентов в части проявления осмотрительности (рекомендуемый перечень документов, который следует сформировать в виде "досье" в том числе запрашивать у контрагента ООО "ЦСБ" ранее направляло своим клиентам), но также и при подготовке ответов на требования налоговых органов, в том числе выставляемые в соответствии со ст.931 НК РФ.

Перечень истребуемых документов и информации следует тщательно анализировать. Обязательно сохранять не только сами требования и сопроводительные письма – ответы, но и полный пакет документов, предоставленных в налоговые органы в ответ на такие требования.

Координируя свои действия по ответам на требования налоговых органов с контрагентами, в отношении которых истребуются документы (информация), необходимо соблюдать разумную сдержанность, не допуская возможности расценивать подобное партнерское поведение как согласованность действий.

Специалистами ООО "Центр содействия бизнесу" города Тюмени на протяжении четырех лет оказывается квалифицированная налоговая помощь в вопросах правильности применения налогового законодательства. Мы внимательно следим за всеми изменениями и готовы оказать помощь нашим клиентам по всем возникающим вопросам о том, как защитить интересы своего бизнеса и при этом не нарушить закон.
Нажмите для звонка
+7 (3452) 515-422
Консультации специалиста
+7 (3452) 515-355
Консультации специалиста