1. Главная
  2. Статьи
  3. Неправомерное толкование инспекцией решения ФНС России привело к незаконному возбуждению уголовного дела

Неправомерное толкование инспекцией решения ФНС России привело к незаконному возбуждению уголовного дела

29 октября 2019
1134
Налогоплательщиком получено Решение ФНС России согласно которому Решение Инспекции и Решение Управления подлежат отмене, однако Инспекция посчитала, что ФНС России отменило Решение Инспекции и Решение Управления только в части указывая на то, что Налогоплательщиком частично обжаловано Решение Инспекции что следует из текста представленной жалобы, в связи с чем ФНС России отменило Решение Инспекции и Решение Управления исключительно в обжалуемой Налогоплательщиком части а не отменила Решение Инспекции и Решение Управления в полном объеме как следует из буквального однозначного толкования резолютивной части Решения ФНС России.

Вышеизложенная позиция Инспекции является неправомерной ввиду того, что Инспекцией не учтено следующее.

Законодательство РФ позволяет ФНС России отменить или изменить решение нижестоящего органа в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода.

Вышестоящим налоговым органам предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам (ст. 9 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», далее — Закон о налоговых органах). Аналогичное положение закреплено в Налоговом кодексе РФ: вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия решений законодательству о налогах и сборах (п. 3 ст. 31 НК РФ).

Вышестоящие налоговые органы наделены правом в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов отменять их решения независимо от наличия жалобы налогоплательщика на решения нижестоящих налоговых органов в том случае, если такие решения не соответствуют закону. Причем это возможно не только в рамках проведения контрольных налоговых мероприятий, предусмотренных налоговым законодательством (в виде выездных, повторных выездных налоговых проверок, когда проверке подвергается как налогоплательщик, так и полнота мероприятий налогового контроля), но и в порядке подчиненности в рамках контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов. То есть когда оценивается только законность решения налогового органа без участия налогоплательщика.

Данная позиция подтверждается судебной практикой. В частности, Конституционный суд РФ указывал, что согласно НК РФ, вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах (постановление КС РФ от 31.03.2015 № 6-П).

ВС РФ в своем Определении от 31.10.2017 № 305-КГ17-5672 по делу № А40-101850/2016 указывает: «Общая правовая позиция также следует из постановления Президиума ВАС РФ от 25.07.2006 № 11366/05, в котором отмечено что, если иное прямо не указано в законе, принудительные возможности государства ограничены по меньшей мере сроком исковой давности. Этот подход корреспондирует положениям ст. 89 НК РФ, которые предусматривают гарантии прав налогоплательщиков при проведении мероприятий налогового контроля, ограничивая продолжительность выездной налоговой проверки периодом, не превышающим трех календарных лет. Исходя из этого, Экономическая коллегия ВС РФ решила, что налоговый орган вправе отменить или изменить решение нижестоящего органа в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода».

В рассматриваемом случае, из толкования Решения ФНС России следует, что Решение вынесено исходя из представленной Налогоплательщиком жалобы (с учетом дополнений), документов выездной налоговой проверки, представленных Управлением, следовательно, ФНС России, руководствуясь НК РФ вынесло предусмотренное законодательством о налогах и сборах решение. Неправомерные же действия должностных лиц Инспекции, выраженные в неверном толковании (искажении содержания) резолютивной части Решения ФНС России привели к неправомерной передаче материалов проверки в следственные органы и, в дальнейшем, к возбуждению в отношении Налогоплательщика уголовного дела.
Нажмите для звонка
+7 (3452) 515-422
Консультации специалиста
+7 (3452) 515-355
Консультации специалиста