ООО «Центр Содействия Бизнесу», ценя время читателей уральского делового журнала «Директор-Урал», поставило своей целью максимально емко и сжато ответить на наиболее актуальные и острые вопросы по теме налогов и налогообложения.
Что готовит законодатель для бизнеса в будущем? Какие неблагоприятные последствия ждать в тех или иных типовых ситуациях? Как обезопасить себя от претензий со стороны налоговых органов? - на все эти вопросы мы постараемся ответить в цикле следующих тематических статей:
- есть ли жизнь после АСК НДС-2;
- болезни бизнеса с точки зрения правоприменения специальных налоговых режимов;
- предпринимательская деятельность, как не получить «бан» расчетного счета в рамках действия положений 115-ФЗ;
- ликвидация, банкротство и субсидиарная ответственность - пора подумать о безопасности имущества.
Итак, первой рассматриваемой нами темой является применение специального налогового режима в виде ЕНВД при оказании транспортных услуг.
Казалось бы, что может быть проще и безопаснее, однако в ряде случаев у сотрудников налоговых органов имеется иное мнение и по результатам проведения контрольных мероприятий договоры оказания транспортных услуг переквалифицируются в договорные отношения аренды транспорта с экипажем. Соответственно, предприниматель (организация) теряет право применения ЕНВД и в принудительном порядке переводится на общепринятую систему налогообложения с доначислением НДФЛ (налога на прибыль), НДС, пени и штрафов.
Зачастую это происходит в контексте выявления схем «дробления бизнеса», когда бенефициар достаточно крупной холдинговой структуры решает оптимизировать налоговое бремя переведя транспортную службу в отдельное подконтрольное юридическое лицо, применяющее специальный налоговый режим. Ярким примером может служить Определение ВАС РФ от 30 октября 2017 г. N 303-КГ17-13618 по делу N А59-6130/2015. Так, в ходе выездной налоговой проверки МИ ФНС № 2 по Сахалинской области было установлено необоснованное применение проверяемым лицом системы налогообложения в виде ЕНВД по виду деятельности «оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов» в связи с фактическим оказанием услуг по предоставлению в пользование транспортных средств и механизмов, подлежащих регулированию главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации в результате чего сумма налога и штрафных санкций к взысканию составила 123 172 857 рублей.
Тюменские налоговики решили не отставать от своих дальневосточных коллег, в ходе проведения контрольных мероприятий были установлены ИП и организации к которым со стороны налоговых органов возникли аналогичные претензии.
Так, между ИП и агентом (ЮЛ) были заключены агентские договоры, согласно которым Агент обязуется предоставлять ИП (Перевозчику) заявки по которым ИП, применяющий ЕНВД, оказывает транспортные услуги по перевозке пассажиров и оплачивает Агенту вознаграждение за предоставление заявок. Несмотря на то, что ИП фактически оказывает транспортные услуги по перевозке пассажиров по заявкам и исчисляет стоимость перевозок исходя из пройденного расстояния и времени ожидания, фактически деятельность по мнению налогового органа представляет собой аренду транспорта с экипажем, о чем свидетельствует сменный характер рабочего дня водителя, перевозки людей осуществлялись не по конкретному маршруту и т.д.
При построении структуры взаимоотношений действующие лица забыли об одном из главных условий правомерности применения ЕНВД при оказании транспортных услуг -работать по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле, так как глава 26.3 НК РФ не содержит понятия «услуги по перевозке пассажиров и грузов». Согласно п. 1 ст. 784 ГК РФ на основании данного договора осуществляется перевозка грузов, пассажиров и багажа (рекомендации Минфина России в письме от 09.06.2017 N 03-11-11/36298).
ООО «Центр Содействия Бизнесу» призывает тщательнее взвешивать налоговые риски при использовании подобных схем ведения бизнеса и обращаться к специализированным консультантам, которые ежедневно разрешают налоговые споры на стадии досудебного и судебного урегулирования налоговых споров. за соответствующим экспертным заключением во избежание наступления негативных последствий в виде претензий со стороны контролирующих органов.
Данная статья опубликована в Уральском деловом журнале «Директор-Урал» № 107 от 17.07.2018