1. Главная
  2. Статьи
  3. «… а у нас «председатель комиссии» – друг человека»

«… а у нас «председатель комиссии» – друг человека»

9 августа 2021
6977

Казалось бы, о налоговых комиссиях, тех самых, по легализации налоговой базы, уже давно всё сказано. Да и после официального опубликования письма ФНС России от 07 июля 2020 года №БС—11/10881, упраздняющего комиссии, как мероприятие налогового контроля (и без того не предусмотренное налоговым кодексом РФ) тему комиссий и вовсе можно бы закрыть. Но, нет. Не хотят налоговослужащие от «full contact» отказываться.

Юристы Центра содействия бизнесу всё не ходят и ходят в тюменские налоговые инспекции (ну не от скуки конечно, интересы предприятий защищая, в гости в Инспекции в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 НК РФ приглашенных).

И, вроде, ну пригласили для дачи пояснений, ну приходи-поясняй, причем тут комиссии, да не всё так просто…

Оказывается, что мы приходим не просто пояснения дать, а на «рабочей встрече» поприсутствовать, а если повезет, то и участие принять, посильное… А каким нормативным правовым актом у нас оное мероприятие налогового контроля предусмотрено, сами обладатели властных полномочий пояснить затрудняются. А главное, не комиссия, нет, что вы, рабочая встреча… а в протоколе, всё тот же «председатель» и «члены» никуда не делись. 

И вот начинают нам эти председатели комиссии рассказывать, и какая у нас нагрузка низенькая, и какие контрагенты плохонькие, возможно даже спросят про обстоятельства дела, да так и запишут… «в срок до такого-то представить уточненную декларацию». Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. А почему? Да потому что так вам не кто-нибудь, а сам председатель комиссии так решил.

И всё то у них вроде складно получается, да забыли про один нюанс (ну или не забыли, а так… дипломатично умолчали).

Согласно положениям ст.30, 32, 82, 87, 88, 89, 10526 Налогового кодекса РФ, Закона РФ от 21.03.1991 года №943-1 «О налоговых органах РФ», Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 года №506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (налогового контроля), действующую в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, осуществляющую функции посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Главной задачей налоговых органов является налоговый контроль, который проводится посредством налоговых проверок (п.2 ч.1 ст.31 Налогового кодекса РФ), в форме налогового мониторинга, проверки данных учета и отчетности (комплексы мероприятий налогового контроля), а также получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) (мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ), и в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, законной деятельностью налоговых органов является проведение предусмотренных Налоговым кодексом РФ отдельных мероприятий налогового контроля, а где у нас там про комиссии и рабочие встречи? Правильно. Нигде. Может где-то в других нормативных правовых актах РФ? Ну да ну да, в письме ФНС России от 07 июля 2020 года №БС—11/10881, в том самом, которым отменены письма ФНС России от 25.07.2017 года №ЕД-4-15/14490@ "О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам" и от 26.07.2017 года №ЕД-4-15/14670@ "О представлении ежеквартальной информации об итогах работы межведомственных комиссий по легализации налоговой базы" (а если про НДС говорить, так эти комиссии и вовсе в марте 2017 года отменили).

И что же у нас получается? Мероприятие налогового контроля ничем не регламентировано, положения о «комиссии» нет, а откуда тогда у председателя права, да ещё так много? А правильно, оттуда, откуда у вас обязанности, то есть сам придумал.

И что же теперь, не ходить? Вот уж нет. Ходить, слушать, анализировать, и даже выводы делать можно и нужно. А вот всё что инспекторы сказали «под козырек» принимать никто не обязан, о чем им не мешает, кстати, во время «встречи» тактично напомнить, как и о том, что сроки на самостоятельное проведение оценки налоговых рисков они вам устанавливать не в праве, нет такой нормы в налоговом законодательстве державном. И уж тем более статью 81 НК РФ для них никто не переписал, и основанием для подачи «уточненки» в виде «так председатель налоговой комиссии сказала» не дополнил.

К чему мы это всё? Ну конечно к тому, что налоговый орган у нас конечно наделен властными полномочиями, но, как говорится, на любые властные полномочия свои права субъекта найдутся. И права эти нужно знать. 

Налоговое законодательство в России вряд ли можно назвать стабильным, за год порой столько успевают изменений внести, что у юристов, занимающихся профессионально налоговым правом «в глазах рябит» от поправок и дополнений, а у налогоплательщиков и вовсе, а им ведь ещё и предпринимательской деятельностью надо успевать заниматься.

Так вот, чтобы не распылять свои силы на регулярные безрезультатные походы в «органы» (ибо органы эти не отстанут пока своего не добьются, или пока не поймут, что «наскоком» бюджет пополнить не получится), а также не напринимать себе по результатам таких «рабочих встреч» обязанностей, коих закон на вас не возлагал, прежде чем являться по приглашению, рекомендуем вам проконсультироваться с теми, кто каждый день напоминает налоговому органу что их права не бесконечны, и налогоплательщики правами тоже наделены.

Консультанты Центра содействия бизнесу не только подробно и доступно разъяснят вам, что может требовать налоговый орган, а что нет, но (если вы не настроены тратить свое драгоценное на них настырных) посетят фискальное царство за вас, строго отконтролируют соблюдение всех процедур, обеспечат проведение мероприятия в рамках правового поля и интересов клиента.

Нажмите для звонка
+7 (3452) 515-422
Консультации специалиста
+7 (3452) 515-355
Консультации специалиста